Дети с особыми потребностями.
Дети, требующие к себе особого внимания.
Дети… Они просто дети.
Они, как и все дети, хотят любви и заботы о себе.
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Эта важная веха в
истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования.
Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
Детская инвалидность
Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
-полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
-утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.
Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.
Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.
Ограниченные возможности здоровья
К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых подходов. Таким малышам нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия. В работе с детьми с ОВЗ в ДОУ необходима индивидуализация, учёт особенностей конкретного ребёнка. Дошколят с ОВЗ обязательно следует мотивировать, в игровой форме повышать их интерес к познавательной деятельности, стимулировать развитие творческих способностей.
Методы обучения детей с ОВЗ
Наиболее популярные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
-
метод проектов, направленный повышение интереса и формирование позитивной мотивации к обучению.
-
индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ Схема индивидуального маршрута обучения ребятишек с ОВЗ разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
-
психолого-медико-педагогическая комиссия для детей с ОВЗ Важную роль в определении образовательного маршрута для обучения детей с ОВЗ в ДОУ играет психолого-медико-педагогическая комиссия, которая устанавливает статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
-
психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста– необходимая составляющая работы с детьми с ОВЗ. Результаты диагностики используются в процессе психологического сопровождения, осуществления квалифицированной коррекции развития детей и индивидуализации дошкольного образования.
-
дошкольное образование детей с ОВЗ: нормативы Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на доступность образования. В этом законе впервые появилось понятие «инклюзивного образования» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей
-
интегрированная образовательная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ОВЗ имеет массу особенностей, отличающих их от здоровых сверстников. Одной из таких особенностей является заниженная самооценка, из-за которой такие воспитанники держатся особняком, дистанцируются от коллектива. Это обстоятельство обязывает педагогов уделять внимание не только обучению детей с ОВЗ в ДОУ, но и их воспитанию.
-
сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования Инклюзивное образование детей с ОВЗ — обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, который осуществляется в обычных общеобразовательных школах, в коллективе сверстников. Однако нередко понятие «инклюзия» заменяют понятием «интеграция».
В рамках организации деятельности учреждения предоставляется государственная услуга в сфере образования — оказание коррекционно-развивающей помощи детям , имеющим нарушение речевого развития (нарушение произношения отдельных звуков,? фонетическое недоразвитие речи) в возрасте от 5 до 7 лет.
Основные направления деятельности коррекционно-развивающей помощи детям:
-
коррекционно-развивающее
-
информационно-методическое (организация консультативной помощи родителям ребёнка)
С каким диагнозом ( заключением) зачисляются дети на занятия с учителем-логопедом?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями: нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР. ?
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с? дисплазией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР.
В каком режиме проходят занятия с учителем -логопедом?
Продолжительность коррекционно-развивающей работы с ребёнком составляет 1/2 учебного года. Основные формы работы: индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия.
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Частоту и продолжительность занятия с ребёнком определяет учитель-логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия? длятся от 15 до 25 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.?? ?
Как происходит зачисление детей на занятия с учителем-логопедом?
Зачисление детей происходит на 01 сентября учебного года.
Основанием для зачисления детей является ЗАКЛЮЧЕНИЕ территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Каменск-Шахтинский.
Ежегодно вначале учебного года логопед обследует речь детей. Результаты обследования заносятся в специальную таблицу и доводятся до сведения родителей. После ознакомления с логопедическим заключением родители оставляют свою подпись.
Что же означают логопедические заключения?
-
Если напротив фамилии вашего ребенка в графе «диагноз» стоит запись «по возрасту» – это означает, что нарушение звукопроизношения возрастные и, скорее всего, через год-два они исчезнут без следа.
-
Если же вы увидели запись ОНР III (II) – это значит, что логопед подозревает у вашего ребенка общее недоразвитие речи, которое требует коррекции в специальной группе. Для подтверждения этого заключения, ребенка направляют на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). После осмотра ребенка специалистами, комиссия либо подтверждает заключение и определяет ребенка в логопедическую группу, либо опровергает его и «оставляет» вашего малыша в массовой группе детского сада.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.
Коррекция общего недоразвития речи – сложный и длительный процесс. Часто для этого требуется не более двух лет.
Запись ФФРР – расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Есть еще одно логопедическое заключение – НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).
Каждое из перечисленных выше нарушений требует вмешательства логопеда. При совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей ребенка можно преодолеть эти нарушения. Главное, чтобы помощь была оказана вовремя. Не следует «затягивать» время обращения к логопеду, так как последствием этих нарушений является дисграфия и дислексия.