Пальчиковые гимнастики

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29

города Каменск-Шахтинский

Пальчиковые гимнастики

 

 

                                       Рекомендации для  родителей

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет.

Тренировка мелкой моторики заключается не только в том, что в будущем у малыша будет красивый почерк. Ведь практика точных скоординированных движений пальчиками и ладошками помогает развивать:

  • виды мышления (образное, критическое, логическое);
  • речь;
  • внимание;
  • зрительно-пространственное восприятие;
  • воображение;
  • наблюдательность;
  • память (не только зрительную, но и двигательную).

Задачами проведения пальчиковых игр в старшей группе можно назвать:

  • повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
  • отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
  • заучивание и запоминание лексического и грамматического строя
  • развитие способности привлекать окружающие предметы в проведение гимнастики (мячики, футляры от ручек, фломастеров);
  • разработку мышц рук в разных направлениях;
  • координацию движений пальчиков, барабанящих по телу или по столу, перекатывающих мячик;

картотека упражнений пальчиковой гимнастики по темам

«Детский сад»

«Дружба»

 

В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками друг об друга),
Самый младший — это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша (разжимают кулачки, начиная с мизинчика).

 

«Фрукты, ягоды»

«Фрукты»

 

Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга.
На базар ходили мы (соединяют мизинцы),
Много груш там и хурмы (соединяют безымянные пальцы),
Есть лимоны, апельсины (соединяют средние пальцы),
Дыни, сливы, мандарины (соединяют указательные пальцы),
Но купили мы арбуз (соединяют большие пальцы) —
Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх).

«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого),
В лес идём мы погулять (обе руки идут по столу),
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём (загибают пальчики, начиная с большого)
И братишке отнесём.

 

«Грибы»

«Дети в лес грибной пошли»

Дети в лес грибной пошли («идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)
И грибочки там нашли.
Часть из них потом сварили,
Засолили, засушили,
Заморозили немножко
И поджарили с картошкой (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами).

«Съедобные грибы»

Мы съедобные грибы
Долго собирали,
А потом своим друзьям
Вот что рассказали (дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке):
В бору вырос боровик,
А под дубом дубовик,
На пеньке сидят опята –
Очень дружные ребята.
Вырос подосиновик
Под молодой осиною,
Крупный подберёзовик –
Под белою берёзою.
Если с нами в лес пойдёте («идут» пальчиками по столу),
Много вы грибов найдёте (поднимают вверх руки с разжатыми пальцами).

«Корзина с грибами»

Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг» (показывают удивление, разводя руки в стороны).
Подосиновик, маслёнок,
Подберёзовик, опёнок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы нecy с собой (поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки).
Мухомор не понесу,
Пусть останется в лесу (большой палец левой руки отставляют, грозят ему)!

«Семья»,

«Кто приехал?» Кто приехал (пальцы обеих рук сложены вместе)?
Мы, мы, мы (быстро хлопают кончиками больших пальцев)!
Мама, мама, это ты (хлопают кончиками указательных)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Папа, папа, это ты (хлопают кончиками средних)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Братец, братец, это ты (хлопают кончиками безымянных)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Ах, сестричка, это ты (хлопают кончиками мизинцев)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Все мы вместе, да, да, да (хлопают в ладоши)!

«Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре (попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши),
Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой):
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку (загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды).
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали (загибают пальчики),
Пока маме помогали.

«Дикие животные»

«Кто где живёт»

Дети загибают пальцы на руках — по одному на каждое двустишие.
У лисы в лесу глухом
Есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
На последние две строчки поочерёдно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга.

             «Белочка»

Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу),
Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках).
Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу).

«Лиса»

Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится (потирают руки).
Хвост пушистый,
Мех золотистый (растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их).
По лесу важно бродит («ходят» пальцами по столу),
Страх на зайцев наводит (стучат кулаками по столу).

«Лес»

«Деревья»

Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья (открывают ладони и растопыривают пальцы):
Вот упёрлась в небеса
Вся смолистая сосна (соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»).
Распустила ветви-косы
Белоствольная берёза («фонарики» с движением сверху вниз).
Как во полюшке былинка,
Тонкая растёт осинка (показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак).
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы).
Липа цветом зацвела (собирают пальцы в щепотку — «бутон»),
Пчёлок в гости позвала (делают круговые вращения указательным пальцем — пчёлы летят).
Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла (показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка).
Шелестят листвой деревья (трут ладони друг о друга — «шуршат»),
Словно разговор ведут (стряхивают ладони),
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц).

«Листья»

 Разбросала осень листья (делают волнообразные движения ладонями),
Разукрасила их кистью (делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз).
Мы в осенний парк пойдём («шагают» пальцами обеих рук),
В букеты листья соберём (скрещивают ладони с растопыренными пальцами).
Лист кленовый, лист с осинки (поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа),
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз (звонко хлопают в ладони).стья»

«Зима»

«С Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз — подбросим.
Два — поймаем.
Три — уроним.
И… сломаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли»

              «Снежныйком»

Мы лепили снежный ком (сжимают ладошки),
Шляпу сделали на нём (руки «крыша» над головой),
Нос приделали, и вмиг (крутят кулачком у носа)
Получился снеговик (описывают в воздухе круги)!ый ком»

«Ёлка»

Мы на ёлке веселились (ритмично хлопают в ладоши)
И плясали, и резвились (ритмичные удары кулачками).
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу),
Дал большущие пакеты,
В них же — вкусные предметы («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу).
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).

«Мебель»

«Шкаф»

Мне купили для одежды
Шкаф вместительный, большой (показывают, какой большой шкаф).
Он красивый и удобный
И зовётся «платяной».
Уберу в него одежду:
Майки, шорты и трусы,
Брюки, куртки и рубашки (загибают пальцы на двух руках),
Свитера и пиджаки,
И носки с футболками
Уберу на полки я.

«Профессии»

Много мам на белом свете,
Всех их любят очень дети (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)!
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) —
Мамы разные нужны (сжимают обе ладошки в «замочек»),
Мамы разные важны (разводят руки, поднимают ладошки вверх)!

«Части тела»

«Пальчики»

Утром пальчики проснулись (разжимают кулачки),
Потянулись (напрягают, разводят пальцы)
И встряхнулись (встряхивают кисти),
Крепко-крепко обнялись (имитация рукопожатия),
За работу принялись («закатывают рукава»),
Налепили куличей (ладошки «лепят» пирожки),
Стали звать к себе гостей (приглашающие движения кистями рук),
Заиграли на рояле (имитируют игру на клавишах)
И весь день протанцевали (ручки «танцуют»).

 

«Пальчики спят»

Этот пальчик хочет спать (загибают большой палец),
Этот пальчик лёг в кровать (загибают указательный),
Этот пальчик чуть вздремнул (загибают средний),
Этот пальчик уж уснул (загибают безымянный),
Этот крепко-крепко спит (загибают мизинец).
Тише, тише, не шумите… (грозят пальцем),
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать (разгибают кулак с большого пальца)!

«Пальчики»

Большой пальчик встал один (разгибают из кулочка)

Указательный за ним

Средний будет безымянный

Тот поднял мезинец малый

Встали пальчики – Ура!

В детский сад идти пора!

            «Откуда хлеб пришёл»

         «Хлеб»

          Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг),
Баранку (большой и средний пальцы образуют круг),
Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг)
И буханку (большой и мизинец образуют круг)
Пекарь из теста
Испёк спозаранку (имитация лепки хлеба).

          «Цветы»

«Посадили зёрнышко»

Посадили в землю зёрнышко (положить в ладонь ребёнка «зёрнышко»),
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети (сжимают кисти и по очереди разжимают)!
Расти, зёрнышко, расти (соединяют ладони вместе и поднимают руки вверх)!
Появляются на стебельке листочки (соединяют ладони, пальцы один за одним соединяют с большим пальцем, одновременно на двух руках),
Распускаются на стебельке цветочки (сжимают кисти рук и по очереди разжимают).

 

      

 

Пальчиковая игра с предметами

             По показу взрослого

 

 

 

Пальчиковая гимнастика в картинках

для младшего возраста

Упражнения должны сопровождаться примером взрослого

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 26.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения