Игровая программа «Игрушки, в которые играет мой ребёнок»
Цель
Показать родителям значимость игры для развития ребенка; научить управлять ребенком с помощью игры; обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребенка.
Предварительная работа
1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью тестирования родителей:
— Любит ли ваш ребенок играть?
— В какие игры вы играете с детьми дома?
— Чему могут научить ребенка эти игры?
— Любимая игра ребенка дома?
— В какие игры ребенок любит играть с папой?
— В какие игры ребенок любит играть с мамой?
— Какие игрушки вы покупаете ребенку?
— Нужно ли играть с ребенком и почему?
— Какие герои мультфильмов являются любимыми персонажами вашего ребенка?
2. Подбор музыки.
3. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Вступительное слово психолога:
«Игрушка... Что значит она в нашей жизни? Каково ее истинное предназначение? Что это: средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство? Игра и игрушка — специфическое средство массовой информации. Поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры (чем не игрушки современные газеты с кроссвордами, головоломками?). А сколько игр на телевидении?! Игрушка — тот же носитель информации для ребенка, что газета для взрослого.
Зачем же нужна игра?
Игра — это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно — он не простоит и двух минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. («Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три. Замри!» Ведь замирают и стоят самые непослушные дети.)
Игра — школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игрушка всегда выполняла и психотерапевтическую функцию — помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик наделяется особыми свойствами, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детском уголке, кармане. И всякий раз сталкиваемся с просьбой не выбрасывать. В какие же игры и игрушки играют наши дети?»
2. Сообщение результатов предварительного тестирования и обсуждение.
3. Дискуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек.
Психолог: Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?»
Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, Барби, на-Иор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и т. д.). Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясняется полезность, бесполезность или вред данной игрушки.
4. Консультация «Какие игрушки нужны детям».
Ст. воспитатель: «У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратной поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немыслимы без игры, а следовательно — без игрушки. Подбор игрушки дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность взрослые часто даже не рассматривают: они целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все что угодно. Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило бесполезных. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно — и на развитии ребенка».
Родителям предлагается совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки. Например:
¦ Соответствие интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают: взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты: похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)
¦ Возможность что-либо с ней делать — главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки).
¦ Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).
· Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки).
¦ Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
5. Игровое упражнение «Выбери игрушки».
Родители делятся на три команды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:
• социально-эмоциональному развитию (например, животные, куклы, посуда, «Доктор», «Парикмахерская» и др.);
• интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.);
• физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).
6. Психолог: «Конечно, взрослому легче указать, как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становятся источником беспокойства, вызывают тревогу. Чтобы получить поддержку взрослого, малыш может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и в игровых отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения».
Какие способы общения с ребенком предпочитают взрослые в типичных повседневных ситуациях — директивные или с опорой на игру?
Экспресс-опрос для родителей:
• Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа вам перегораживает путь малыш с игрушечным автоматом в руках. Вы:
а) заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша;
б) говорите ребенку, чтобы он выбрал более удачное место;
в) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию.
• В зимний день на прогулке вы увидели множество построек из снега, вашему ребенку не терпится поиграть с ними. Вы:
а) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется;
б) играете вместе с ним, придумав игровой сюжет;
в) определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер журнала.
• Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными криками. Вы:
а) останавливаете ребенка: «Отдохни от беготни, а то вспотеешь»;
б) спрашиваете что-то вроде: «Во что ты играешь и не пора ли самолетику заправиться?»;
в) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу.
7. Упражнение «Внештатная ситуация».
Каждой группе родителей предлагается ответить на вопрос, обыграв сложившуюся ситуацию. (Вы приготовили обед и зовете ребенка к столу, а он в этот момент разыгрался. Что делать? — и т. п., по выбору.)
8. Минута благодарности.
9. Обобщение результатов: родители, разделенные на группы, на основе анализа мнений каждого члена микрогруппы заполняют на отдельном листе графу «Вывод», где высказывают свою точку зрения о прошедшем занятии.