Игровая программа «Игрушки, в которые играет мой ребёнок»

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29

города Каменск-Шахтинский

Игровая программа «Игрушки, в которые играет мой ребёнок»

 

 

Игровая программа «Игрушки, в которые играет мой ребёнок»

Цель

Показать родителям значимость игры для развития ребенка; научить управлять ребенком с помощью игры; обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального раз­вития ребенка.

Предварительная работа

1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью тестиро­вания родителей:

— Любит ли ваш ребенок играть?

— В какие игры вы играете с деть­ми дома?

— Чему могут научить ребенка эти игры?

— Любимая игра ребенка дома?

— В какие игры ребенок любит играть с папой?

— В какие игры ребенок любит играть с мамой?

— Какие игрушки вы покупаете ребенку?

— Нужно ли играть с ребенком и почему?

— Какие герои мультфильмов явля­ются любимыми персонажами вашего ребенка?

2. Подбор музыки.

3. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Вступительное слово психолога:

«Игрушка... Что значит она в нашей жизни? Каково ее истинное пред­назначение? Что это: средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство? Игра и игрушка — специфическое средство массовой информации. Поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведе­ние человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры (чем не игрушки со­временные газеты с кроссвордами, головоломками?). А сколько игр на телевидении?! Игрушка — тот же но­ситель информации для ребенка, что газета для взрослого.

Зачем же нужна игра?

Игра — это школа произвольного поведения. По­пробуйте заставить ребенка стоять смирно — он не простоит и двух ми­нут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. («Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнует­ся — три. Замри!» Ведь замирают и стоят самые непослушные дети.)

Игра — школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребен­ку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через по­становку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игрушка всегда выполняла и пси­хотерапевтическую функцию — помо­гала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью дере­вянного меча. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик наделяется особыми свойствами, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детском уголке, кармане. И всякий раз стал­киваемся с просьбой не выбрасывать. В какие же игры и игрушки играют наши дети?»

2. Сообщение результатов предва­рительного тестирования и обсуждение.

3. Дискуссия о пользе и вреде ста­рых и современных игрушек.

Психолог: Помните: игрушка не только сопрово­ждение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?»

 

Родителям предлагаются различ­ные игрушки (матрешка, Барби, на-Иор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и т. д.). Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясняется полезность, бесполезность или вред данной игрушки.

 

4. Консультация «Какие игрушки нужны детям».

Ст. воспитатель: «У большинства из нас детство связано с любимыми игруш­ками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратной поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немысли­мы без игры, а следовательно — без игрушки. Подбор игрушки дело се­рьезное и ответственное. Как показы­вают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (при­влекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность взрослые часто даже не рассматривают: они целиком доверяют­ся прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все что угодно. Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмыслен­ным закупкам однотипных игрушек, как правило бесполезных. Такая ситуация весьма негативно отражается на ка­честве игры, а следовательно — и на развитии ребенка».

 

Родителям предлагается совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки. Например:

¦ Соответствие интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают: взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты: похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)

¦ Возможность что-либо с ней де­лать — главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать зву­ки).

¦ Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).

·         Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки).

¦ Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, не­допустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

 

5. Игровое упражнение «Выбери игрушки».

Родители делятся на три коман­ды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:

• социально-эмоциональному раз­витию (например, животные, куклы, посуда, «Доктор», «Парикмахерская» и др.);

• интеллектуальному развитию (ку­бики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.);

• физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).

 

6. Психолог: «Конечно, взрослому легче указать, как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становятся источником беспокойства, вызывают тревогу. Чтобы получить поддержку взрослого, малыш может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, ску­чающим, медлительным. В игре же и в игровых отношениях он учится под­держивать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее пережи­вает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот по­чему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения».

Какие способы общения с ребенком предпочитают взрослые в типичных по­вседневных ситуациях — директивные или с опорой на игру?

 

Экспресс-опрос для родителей:

• Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа вам перегоражива­ет путь малыш с игрушечным автоматом в руках. Вы:

а) заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша;

б) говорите ребенку, чтобы он вы­брал более удачное место;

в) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию.

• В зимний день на прогулке вы увидели множество построек из снега, вашему ребенку не терпится поиграть с ними. Вы:

а) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется;

б) играете вместе с ним, придумав игровой сюжет;

в) определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер журнала.

• Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными криками. Вы:

а) останавливаете ребенка: «Отдохни от беготни, а то вспотеешь»;

б) спрашиваете что-то вроде: «Во что ты играешь и не пора ли само­летику заправиться?»;

в) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу.

 

7. Упражнение «Внештатная си­туация».

Каждой группе родителей пред­лагается ответить на вопрос, обыграв сложившуюся ситуацию. (Вы пригото­вили обед и зовете ребенка к столу, а он в этот момент разыгрался. Что делать? — и т. п., по выбору.)

 

8. Минута благодарности.

 

9. Обобщение результатов: родите­ли, разделенные на группы, на основе анализа мнений каждого члена микро­группы заполняют на отдельном листе графу «Вывод», где высказывают свою точку зрения о прошедшем занятии.

 

Дата последнего обновления страницы 26.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения